Четверг
02.05.2024
13:06
 
Заброшенное место
 
| RSSГлавная | Брошенки
Меню сайта
Заброшенное место
катакомбы [3]
Заброшенные кладбища [1]
Заброшенные усадьбы [6]
Заброшенные храмы [10]
Заброшенные города [14]
заброшенное метро [1]
Заброшенные дома [3]
Заброшенные учреждения [18]
Главная » Статьи » Заброшенные города

Посёлок Совза
Посёлок Совза

Брошенный посёлок лесорубов. Согласно топографическим картам, посёлок Совза расположен в двух областях — Архангельской и Вологодской. Как утверждают некоторые, граница проходит прямо по центральной улице посёлка. Но административно Совза всегда относилась только к Архангельской области, и входила в состав Коношского района. В 2004 году, возможно, вымерший лагерный посёлок будет передан Каргопольскому району (на территории которого и находится его «архангельская» половина).

Ерцевская железная дорога с момента своего зарождения в 1937 году и до настоящего времени находится в ведении учреждений пенитенциарной системы. Её ранняя история неотделима от истории Каргопольского исправительно-трудового лагеря («Каргопольлага»). Деловая древесина, заготовленная в «Каргопольлаге», расходилась по всей европейской части СССР. В военное время, когда был захвачен Донбасс, отсюда поступали дрова в Москву.

Участок ширококолейной железной дороги вдоль берега озера Воже, предположительно, был открыт в конце 1940-х, либо в начале 1950-х годов. Здесь был сооружён крупнейший на этой дороге мост через реку Свидь, которая вытекает из озера Воже, и впадает в озеро Лача. Примерно в десяти километрах от берега озера появился крупный лагерный пункт, известный теперь под названием Совза.

Совза был одним из наиболее крупных населенных пунктов в этих краях. По данным на 1970-е годы, в Совзе содержалось около двух тысяч осуждённых (в Ерцево тогда же насчитывалось лишь 1500 «арестантов»). Жило здесь и несколько сотен человек гражданского населения. Все они работали на двух расположенных здесь колониях строгого режима и на железной дороге.

Пассажирские поезда в лучшие годы ежедневно курсировали на участке Ерцево — Совза. Проезд по линии «посторонних лиц» был запрещён. В пассажирских поездах проверяли документы. Для того, чтобы ехать дальше Давыдовской, требовался специальный пропуск, выдававшийся администрацией «Учреждения П-233».

В 1990-е годы лагерный край, а вместе с ним и железнодорожная сеть, постепенно приходит в упадок. Не планировалось закрывать лишь два посёлка — Совзу и Мостовицу. Вместо прежних «зон» строгого и особого режима в Совзе осталась лишь колония-поселение №23 (450 осуждённых). По состоянию на август 1997 года, пассажирский поезд сообщением Ерцево — Совза курсировал четыре раза в неделю. Поезд состоял из нескольких старых, ободранных пассажирских вагонов. Проезд в нём был платным.

С 1999 года перестал курсировать «традицонный» пассажирский поезд Ерцево — Совза. Вместо него дважды в неделю (каждую пятницу и воскресенье) по тому же маршруту шла автомотриса (возможно, АС1).

В ноябре 2002 года от Ерцево до Совзы и обратно проехали путешественники Е. Стерлин и П. Лапин. Вскоре, в мае 2003 года, в Совзе побывал исследователь железных дорог С. Костыгов. По его воспоминаниям, станция тогда имела четыре пути. На ней оставалась двухосная платформа и двухосная цистерна постройки 1940-х годов, а также сарай, некогда бывший пассажирским вагоном постройки Ленинградского завода имени Егорова (судя по сохранившимся надписям, какое-то время он принадлежал Эстонской железной дороге).

В старой котельной посёлка Совза, которая уже была разграблена, наличествовали два котла от паровозов серии Э. «Вокзал» на станции Совза к тому моменту ещё был цел. Он представлял собой маленькое деревянное здание с уютным крылечком. В обеих горловинах станции сохранялись мачты семафоров. На них весьма «криво» висели светофорные головки.

Что же касается самого посёлка Совза — то, по словам С. Костыгова, к тому моменту большинство домов в нём были заброшены. Застройка его «вольной» части, в основном, была представлена многоквартирными двухэтажными деревянными бараками. Колония-поселение была ограждена колючей проволокой — так же, как и раньше, в те времена, когда она была колонией строгого режима.

Летом 2003 года Ерцевской железной дороге был вынесен «смертный приговор». Несмотря на то, что дорога служит основной связью с внешним миром жителей Совзы, несмотря на то, что это почти единственный путь на огромное озеро Воже, которым пользуются любители рыбалки. Вскоре было принято решение закрыть обе зоны. Потом, несмотря на многочисленные протесты населения, была разобрана железнодорожная ветка. За два года отсюда вынуждены были уехать более 100 семей, после чего в Совзе ещё некоторое время жило три человека. Окончательное расселение закончилось, по-видимому, в 2006 году.

Несмотря на то, что строения здесь деревянные, по состоянию на 2008 год, всё хорошо сохранилось. В некоторых целы стекла, повсюду остовы автомобилей. Здесь несколько улиц, десятки жилых домов, сельский клуб, пожарная часть, склады.
Категория: Заброшенные города | Добавил: TuzPic (15.12.2009)
Просмотров: 4486 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Денис  
0
строения здесь деревянные-фото явно не оттуда,не было там каменных,тем более 5-ти этажек

2 Полина  
0
на фото - дом в Ирбене. это эстония кажется.

1 Людмила  
0
Были там. собираемся еще раз.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz